Sunday, September 6, 2009

Чехов как рекламный агент

Хорватия законно гордится длинным списком знаменитых людей, которые посещали её в разные годы и отзывались потом о её красотах в восторженных тонах. Так редкая брошюра или сайт, посвящённые Дубровнику, обходятся без упоминания о Бернарде Шоу, который назвал этот город "the pearl of the Adriatic" и говорил: "those who seek paradise on Earth should come to Dubrovnik and see Dubrovnik".

Среди других знаменитых поклонников хорватского побережья нередко фигурируют такие достойные люди, как Малер, Джойс, Набоков и Чехов. Но последний из них - почему-то без цитат. Восполняем пробел: в рассказе "Ариадна" немалую роль играет хорватский курорт Опатия, послуживший, как считается, прототипом набоковской Фиальты. (Чехов называет хорватские города на итальянский лад: Опатия == Аббация; Риека == Фиуме).
Вы бывали когда-нибудь в Аббации? Это грязный славянский городишка с одною только улицей, которая воняет и по которой после дождя нельзя проходить без калош.
Безвозмездно дарим эту находку будущим составителям рекламных материалов.

Update: По сведениям русской википедии, "упоминавшаяся в рассказе Чехова «одна только улица» в настоящее время называется променадом Маршала Тито."

No comments:

Post a Comment