эпоха кончается, когда вымирают её символы. Советский проект, пожалуй, простоял бы подольше, кабы не сожрал всех, кто составлял его единственное оправдание. Он был во многих отношениях уродлив и бесчеловечен, но создал странную теплицу, в которой процвела великая культура. А потом эта же самая теплица, где давно не хватало воздуха, передушила всех, кто в ней вырос. Некоторые, правда, успели сбежать, но, за редчайшими исключениями, лучшее своё написали дома. И когда этот мир опустел - он попросту рухнул, потому что больше беречь его было не для чего.Теперь всё стало на свои места - гигантская толпа, сама собой непостижимым образом (задолго до появления МордоКниги и Чирикалки) собравшаяся на Таганской площади, лишь лицемерно воспользовалась представившимся поводом, а на деле оплакивала (или праздновала?) ставший неизбежным развал страны проживания.
Быков, отдадим ему должное, единичным прорывом в незнаемое не ограничивается. Резонно отметив, что "бессмысленно спрашивать, что было бы сейчас с Высоцким", автор с неумолимой логичностью сначала задаёт этот бессмысленный вопрос, а потом на протяжении нескольких абзацев на него же подробно и отвечает:
Высоцкий был бы убеждённым противником Ельцина. А потом явился бы Путин, и, поскольку в русской истории (как в любом деградирующем обществе) плохое побеждается только худшим, с годами Высоцкий пересмотрел бы своё отношение к "проклятым девяностым". Страшно представить его в нулевые разочарованным, запутавшимся, призывающим чуму на всех и вся - и понимающим наконец, что так называемый "советский проект" был для России с её исходными данными далеко не худшим вариантом.Рискнём (в духе изысканий глубокоуважаемого мэтра) предположить, что сам юбилейный покойник был внутренне готов к виртуальному витку своей биографии и даже отчасти его (виток) предвосхитил:
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
No comments:
Post a Comment