Sunday, July 25, 2010

О сколько нам открытий чудных

Дмитрий Быков, современный заместитель Майн Рида летописца Нестора, сообщает нам, что смерть Высоцкого (30 years ago today) явилась той самой последней каплей, которая повлекла за собой крах всего "советского проекта":
эпоха кончается, когда вымирают её символы. Советский проект, пожалуй, простоял бы подольше, кабы не сожрал всех, кто составлял его единственное оправдание. Он был во многих отношениях уродлив и бесчеловечен, но создал странную теплицу, в которой процвела великая культура. А потом эта же самая теплица, где давно не хватало воздуха, передушила всех, кто в ней вырос. Некоторые, правда, успели сбежать, но, за редчайшими исключениями, лучшее своё написали дома. И когда этот мир опустел - он попросту рухнул, потому что больше беречь его было не для чего.
Теперь всё стало на свои места - гигантская толпа, сама собой непостижимым образом (задолго до появления МордоКниги и Чирикалки) собравшаяся на Таганской площади, лишь лицемерно воспользовалась представившимся поводом, а на деле оплакивала (или праздновала?) ставший неизбежным развал страны проживания.

Быков, отдадим ему должное, единичным прорывом в незнаемое не ограничивается. Резонно отметив, что "бессмысленно спрашивать, что было бы сейчас с Высоцким", автор с неумолимой логичностью сначала задаёт этот бессмысленный вопрос, а потом на протяжении нескольких абзацев на него же подробно и отвечает:
Высоцкий был бы убеждённым противником Ельцина. А потом явился бы Путин, и, поскольку в русской истории (как в любом деградирующем обществе) плохое побеждается только худшим, с годами Высоцкий пересмотрел бы своё отношение к "проклятым девяностым". Страшно представить его в нулевые разочарованным, запутавшимся, призывающим чуму на всех и вся - и понимающим наконец, что так называемый "советский проект" был для России с её исходными данными далеко не худшим вариантом.
Рискнём (в духе изысканий глубокоуважаемого мэтра) предположить, что сам юбилейный покойник был внутренне готов к виртуальному витку своей биографии и даже отчасти его (виток) предвосхитил:
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!

No comments:

Post a Comment