"... возникший из гипотезы Арнольда о числе неподвижных точек, сохраняющих площадь отображений тора."Если эта заметка попадётся на глаза кому-нибудь из математически подкованных читателей, просим разъяснить нам, что такое "площадь отображений тора" и каким образом её сохраняют неподвижные точки.
P.S. На фото: Арнольд в Millesgården (courtesy of B.Sh.)
P.P.S. Арнольд:
Недавно в американской книжке «Законы Мерфи» я нашел четкую классификацию всех наук: «Если воняет, то это химия, когда ничего не работает — физика, а если понять нельзя ни слова — математика».
Nu Vy zhe ponimaete, chto imeyutsya v vidu
ReplyDeleteotobrazheniya tora, sohraniayushchie ploshchad'.
Skazano koryavo, no, byt' mozhet, i gramotno.
V. Hinich
Я понимаю, что именно это сказано в оригинальном тексте Хованского и Ильяшенко (без запятой). Согласен, что коряво, но осмысленно. Однако фразу из газеты.ру таким образом интерпретировать (с чисто грамматической точки зрения) невозможно - она представляет собой полную галиматью. Запятая - могучая сила!
ReplyDeleteОй, какая прелесть! Г-н Подорванюк со своей метко кинутой запятой должен был бы войти в учебники для редакторов -- если бы таковые в современном мире существовали, в чем я лично сомневаюсь, как говаривал ослик Иа.
ReplyDeleteМне вот как-то в тексте переводимой книжки корректорша -- в некогда эталонном издательстве "Мир" -- не дрогнувшей рукой убрала все точки в конце предложений после знаков факториала. Натурально по известному анекдоту. А их там было ну очень много, т.к. книжка по комбинаторике и длинная :) Как выяснилось в ходе расследования, раньше оная корректорша работала в издательстве "Сельское хозяйство". В общем, меня нисколько не удивило, что вскоре после этого "Мир" таки приказал долго жить.
Да, с факториалами тоже интересно получилось. :) Редакторша не спросила, почему Вы такой восторженный текст предлагаете её вниманию?
ReplyDeleteЧто касается незадачливого г-на Подорванюка, то не оставляет ощущение, что какая-то своя правота у него тоже имеется. Лингвистическая, что ли - на уровне "глокая куздра...". Он ведь верно почувствовал, что фразу было бы неплохо подправить. Но, конечно, додуматься до правильного решения, предложенного выше В. Хиничем, ему было слабО.
Это была не редакторша, а корректорша, так что я с ней (к счастью) напрямую не общалась, поэтому что она думала про восторженный текст, остается загадкой. С редакторшей мне как раз повезло -- суперпрофессионал, причем именно по математическим текстам. Я получила огромное удовольствие, наблюдая, как она работает, и работая вместе с ней. Т.е. это просто фантастика -- она умудрялась отлавливать математические баги, не разбираясь детально в математике, а чисто при помощи интуиции на языковом уровне. Вообще, я многому у нее научилась. Поэтому ни о какой "лингвистической правоте г-на Подорванюка" речи быть не может: в знакомстве с правилом, что причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми, большой доблести -- тем более для "работника пера" -- нет, а вот если ты не можешь допереть до мысли, что оный оборот может относиться совсем к другому слову, и не чувствуешь, что "точки, сохраняющие площадь отображений тора" -- это полный бред, то нефиг править математические тексты, не согласовывая правку с авторами. Именно поэтому и следовало бы занести г-на Подорванюка в учебники.
ReplyDeleteЯ, разумеется, не спорю - на должность редактора математических текстов я бы кандидатуру этого персонажа предлагать не стал. Вполне очевидно, что он обрабатывал эту фразу как совершенно абстрактную, и отображения тора для него семантически эквивалентны той самой глокой куздре. Но по нынешним временам иногда кажется, что знакомство с правилами грамматики даже на простейшем школьном уровне уже можно засчитать за определённое достижение. Разве не так? Настаивать, впрочем, не буду, точка обзора у нас тут в отрыве от метрополии - достаточно специфическая.
ReplyDeleteÀ propos, может быть, он полагал, что "площадь отображений тора" - это городская площадь? Типа "площадь Парижской коммуны"? А "неподвижные точки" - это, допустим, постовые милиционеры, которые её охраняют? Гипотеза Арнольда может в таком раскладе заиграть совершенно новыми красками. (Конечно, неплохо было бы тогда написать название с большой буквы, но что возьмёшь с этих диких математиков?)
Ага, как известно, только неграмотный человек на вопрос "Как найти площадь Ленина?" отвечает "Надо длину Ленина умножить на ширину Ленина", а грамотный знает, что надо взять интеграл по поверхности Ленина.
ReplyDeleteДа, похожий эффект, точно. :)
ReplyDeleteА какой анекдот Вы имели в виду выше (когда решь шла о факториалах)?
Речь, разумеется, sorry (Подорванюка на меня нет).
ReplyDeleteЯ имела в виду вариацию на следующую тему:
ReplyDeleteПреподаватель:
-- Напишите разложение числа e в ряд.
Студент пишет формулу. Преподаватель:
-- Прочитайте.
-- Один разделить на ноль! Плюс один разделить на один! Плюс один разделить на два!
-- А чего Вы так кричите?
-- Так вон -- восклицательные знаки стоят...
Да, один к одному.
ReplyDelete