Продолжая увлекательное обсуждение, начатое в прошлой записи, вынуждены признаться, что магическим решением сформулированной задачи мы не обладаем. И поделиться с читателями можем лишь одним не самым глубоким (и, пожалуй, не до конца пропечённым) наблюдением.
Обсуждаемые явления - нещадная борьба с проституцией и борьба за миру мир во всём мире (стремительно приобретающая ожидаемые антиизраильские / антисемитские очертания) - представляются не только "коррелированными" между собой, но и попросту близко родственными. В том конкретном смысле, что произрастают они из единого клубня. Под которым мы понимаем укоренившийся в некоторых странах взгляд на мир, который можно описать, как "догматически-утопический". Нам, викингам, по плечу любая задача (тоже мне Кон-Тики!) и мы обладаем единственно верным методом её решения. И не испортят нам обедни злые происки врагов. Имеющих, например, наглость указывать нам на то, что и сама мировая проблема, и наши методы борьбы с ней на поверку оказываются completely divorced from reality.
По каким-то уж совсем неведомым причинам описываемое мировоззрение не завоевало разом всю, допустим, Европу, а покрыло её разные регионы с разной степенью концентрированности. В отдельных местах сохранились и другие подходы (условно говоря, "прагматические") к подбору насущных задач и путей атаки на них. Заметим попутно, что если к упоминавшимся ранее Финляндии и Дании добавить Голландию (с которой у той же Дании в некоторых отношениях может оказаться больше общего, чем с лингвистическими siblings Швецией и Норвегией), то наша мысль получит ещё куда более выпуклую иллюстрацию.
Как мы уже неоднократно отмечали, на одной из площадей в центре города Амстердама крупными буквами выбито изречение, представляющее собой квинтэссенцию вековой мудрости голландского народа. Если кто-либо из наших well-travelled читателей укажет нам на что-либо отдалённо похожее, обнаруженное ими в Осло или Стокгольме, мы будем чрезвычайно признательны.
Замечание: вопрос о том, почему фишка географически раскинулась именно так, а не иначе, нами (пока что?) не ставился и не рассматривался. Хотя определённые соображения могут при желании обнаружиться и по этому поводу.
Замечание 2: не рассматривалось нами и сопоставление указанных особенностей национальной жизни разных народов с популярной (в некоторых кругах населения) шкалой "право-лево". Оставляем в качестве упражнения читателям корреляционную обработку списка лауреатов одной премии мира, присуждаемой норвежским парламентом (напомним всё же имена некоторых крупнейших миротворцев нашего времени: Картер-2002, Гор-2007, КакЕгоЗвать-2009).
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
То, что вселенская мудрость отлита в мраморе (и наверняка с подветренной стороны), - это последовательно и похвально. А вот что там делают сердечки внутри магендавидов?
ReplyDeleteВопрос ребром (как всегда)! Снимок, кажется, сделан зимой, где-то в районе Christmas. Выразили, должно быть, таким образом симпатию к происхождению героя дня. Ну или ещё какое-нибудь ехидство. От тамошних жителей, как мы видим, можно чего угодно ожидать.
ReplyDelete[Это не перманентная деталь местности, имеются фотографии и без них.]
Голландское мировоззрение для меня неизбежно ассоциируется со взглядами хеера Ламме Гудзака, столь убедительно нарисованного кистью валлона Шарля де Костера ;-)
ReplyDeleteЛамме Гудзак, насколько я понимаю, был всё же фламандцем. Язык, конечно, (практически) тот же самый, но народ однако несколько другой. Например, по части выпить-закусить голландцам сто очков вперёд дадут (don't even start me on thе subject of beer - никаких полей не хватит!)
ReplyDeleteЯзык, конечно, (практически) тот же самый, но народ однако несколько другой.
ReplyDeleteВек живи, век учись. Я был на 100% уверен, что все различия (если и есть) остались с тех времён, когда одни провинции освободились до полной независимости, а другим пришлось ещё подождать...
Ты имеешь в виду сходство между языками или различия между народами?
ReplyDeleteЧто касается языка, то вот как раз в этой подветви лингвистики я разбираюсь не шибко. Но зато ровно на эту тему недавно расспрашивал знакомого голландца. Если я правильно его понял. то различия между языками - в основном, на уровне произношения отдельных слов. Бельгийское произношение ему, естественно, кажется крайне потешным (этакая забавная мова).
Во всяком случае, мой собеседник утверждал, что различий тут меньше, чем скажем, между Hochdeutsch, имеющим хождение собственно в Германии, и его швейцарской разновидностью. Каковой предмет особенно близок его сердцу, поскольку он живёт последнее время в Швейцарии и освоил тамошний диалект почти как родной (как и ещё пять-шесть языков).
Я имел в виду сходство между народами и менталитетами. Скажем, масквичи дальше от сибиряков (ну, или от питерцев) отстоят, чем фламандцы от зеландцев? а брабантцы от фризов?
ReplyDeleteТы, Адон Хахам, я чувствую, пытаешься меня ещё на один реферат спровоцировать. Я, к слову сказать, люблю время в Амстердаме проводить, где голландцев вообще не каждый раз встретишь (и местный язык далеко не преобладает - что и на арке отчасти наблюдается.) Потому к столь строгому экзамену жизнь (пока) не подготовила, не обессудь.
ReplyDeleteТак что я только на пиво могу свернуть. Фламандия против Голландии (как, впрочем, и любой другой местности) - это натурально небо и земля. А от московских/питерских/сибирских образцов отмежевался давно, решительно и бесповоротно, что поделать. Подозреваю, однако, что разницу между ними надлежит исследовать на чрезвычайно чувствительном спектрометре.
Теперь ты меня поставил в тупик. А на каком же языке говорят амстердамеры? (какое они пиво пьют, я не спрашиваю, ибо всё равно не смогу оценить ответ).
ReplyDeleteКстати, про реферат. В ненавистной Википедии есть весьма поучительная графическая схема. Кажется, первый раз я смог разобраться по ней, кто откуда взялся в Нижних Провинциях, и откуда тамошние языки.
ReplyDeleteна каком же языке говорят амстердамеры?
ReplyDeleteКаждый на своём, разумеется. Кто, знаешь, по-арабски, кто по-турецки, кто по-русски, всех не перечислишь. И все вместе - на языке Шекспира (пока ещё, кажется, ни разу не встретил никого, кто бы им свободно не владел.)
Где-то я, кажется, читал, что Амстердам - более многонациональный город, чем, скажем, Нью-Йорк (или Торонто). Не совсем, правда, понятно, как мерить.
Да, интересная схема, спасибо. Раньше не попадалась. В реферате тебе будет объявлена сердечная благодарность. בלי נדר, конечно.
ReplyDeleteПро многонациональность: говорят, Баку был таким городом. Единственный язык, который там был редко слышен, - азери ;-)
ReplyDeleteВот-вот. Но там теперь, наверное, с этим полный порядок. Вот небось в Амстердам и переместились все (или многие), кого оттуда выгнали.
ReplyDeleteПoлезнoе изречение! :)
ReplyDeleteНo пoчему oни (те, ктo в этo изречение не верят) бoрются именнo с Изрaилем и евреями?
Я не думаю, что речь в данном случае идёт о классическом антисемитизме, типа Протоколов сионских мудрецов. Скорее я бы предположил (с само собой подразумевающейся оговоркой, что неопровержимых доказательств тут быть не может), что викинги искренне борются за всеобъемлющий мир во всём, а не вписывающийся в гармоничную картину мироздания Израиль оказывается естественной первой мишенью. Ну а антисемитизм, например, возникает как нормальная человеческая реакция на этих жестоковыйных евреев, которые не поддаются доводам викинговской логики и продолжают бомбить мирных (so-called) "палестинцев".
ReplyDeleteЧто касается изречения на амстердамской площади Макса Эйве, то мне кроме шуток кажется, что оно в значительной мере выражает голландский национальный характер. Вот уж кто прирождённые прагматики. И тут как раз за объяснениями далеко ходить не надо, они имеют вполне понятный географический характер. Территория страны в значительной степени находится ниже уровня моря (откуда, собственно, и происходит само название the Netherlands или Pay-Bas по-французски), поэтому голландцы всю жизнь вынуждены бороться со стихией, постоянно угрожающей им катастрофическими затоплениями. Тут поневоле станешь прагматиком. [Отсюда и популярная символика с мальчиком-героем, затыкающим дырку в плотине пальцем - см., например, иллюстрацию здесь.] Ну и вдобавок, конечно, многовековая необходимость маневрировать между большими и зачастую агрессивными соседями, этого тоже не стоит упускать из виду.